Родился: 4 декабря 1866, Москва, Россия
Умер: 13 декабря 1944, Нёйи-сюр-Сен, Франция
Образование
1877-1885 III Мужская Одесская гимназия (учителя рисования В.М. фон Бенет, К.Н.Прокофьев)
1885-1893 Юридический факультет Московского университета
1897 Художественная студия Антона Ашбе
1900-1901 Мюнхенская академия художеств, мастерская Франца фон Штука
Творческие обьединения и союзы
1898 Товарищество Южнорусских Художников
1900 Московское товарищество художников
1901 Художественное объединение «Фаланга»
1909 «Новое мюнхенское художественное объединение
1911 художественная группа «Синий всадник»
1918 ВХУТЕМАС
1921 РАХН
1921 «Баухауз»
1925 «Синяя четвёрка»
Русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма. Был одним из основателей группы «Синий всадник».
Родился в Москве, получил основное музыкальное и художественное образование в Одессе, куда семья Кандинского переехала в 1871 году, из-за болезни отца . Родители хотели для сына профессию юриста, Василий блестяще окончил Юридический факультет Московского университета, где в 1893 начинает преподавать и назначается доцентом. В 1896 Дерптский университет предлагает Кандинскому место профессора, но он отказывается. В 30 лет Кандинский принимает решение стать художником. Во многом это происходит под влиянием выставки импрессионистов, проведенной в Москве в 1895 году и впечатлением от картины «Стога сена» Клода Моне. В 1896 году он переезжает в Мюнхен, где знакомится с немецкими экспрессионистами. После начала Первой мировой войны возвращается в Москву, но в 1921 году вновь уезжает в Германию. После закрытия Баухауза нацистами переезжает с женой во Францию, в 1939 году получает французское гражданство.
В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. Отец художника так же очень любил живопись, часто рисовал, в том числе для того, чтобы развлечь сына, любил ходить на выставки картин.
«В нём (отце) бьется, несомненно, живая жилка художника. Он очень любит живопись и в юности занимался рисованием, о чем всегда вспоминает любовно. Мне, ребенку, он часто рисовал. Я и сейчас хорошо помню его деликатную, нежную и выразительную линию, которая так похожа на его изящную фигуру и удивительно красивые руки. Одним из его любимейших удовольствий всегда было посещение выставок, где он долго и внимательно смотрит на картины. Непонятное он не осуждает, а стремится понять, спрашивая всех, у кого надеется найти ответ» (из книги «Ступени»).
В 24 августа 1871 году семья переехала в Одессу в отель «Северный». Причиной переезда стала болезнь отца и невозможность переносить тяжёлый московский климат.
В 1877 году Василий Кандинский начинает обучение в III Одесскую мужскую гимназию.
Позднее в 1879-1881 Василий Кандинский перебирается на на улицу Троицкую 43 (Дом И.Эгиза).
1879 году Кандинский начинает свои первые художественные эксперименты. Отец замечает увлечение сына и приглашает учителя рисования. Имя первого учителя рисования выяснить так и не удалось, известно, что в III Одесской мужской гимназии с 1877 по 1881 был В.М. фон Бенет, а с 1881 года Константин Николаевич Прокофьев. В 1884 году Василий кандинский был отмечен за успехи в рисовании.
В 1884 году Василий Кандинский посещает выставку художников передвижников, которая проходила в здании Одесской биржи. Его глубоко впечатляет картина Ильи Репина «Не ждали».
В 1885 году семейство Кандинских перебирается на улицу Почтовую 4 (дом Абазинского), а в 1889 на улицу Дерибасовскую 17 (дом Санца), где сейчас установлена мемориальная табличка.
В 1885—1893 (с перерывом в 1889—1891) Василий Кандинский учился на юридическом факультете Московского университета, где занимался на кафедре политической экономии и статистики под руководством профессора А. И. Чупрова, изучая экономику и право. В 1889 году прервал учебу по состоянию здоровья, и с 28 мая по 3 июля совершил этнографическую экспедицию по северным уездам Вологодской губернии.
В 1893 году Кандинский окончил юридический факультет. В 1895—1896 работал художественным директором типографии «Товарищества И. Н. Кушнерёва и Ко», на Пименовской улице, в Москве.
Карьеру художника Кандинский выбрал сравнительно поздно — в возрасте 30 лет. В 1896 году он обосновался в Мюнхене и затем оставался в Германии до 1914 года.
С 1897 года обучался живописи в частной студии Антона Ашбе.
В Мюнхене художник знакомится с русскими художниками: А. Г. Явленским, М. В. Верёвкиной, В. Г. Бехтеевым, Д. Н. Кардовским, М. В. Добужинским, И. Я. Билибиным, К. С. Петровым-Водкиным, И. Э. Грабарем. Он уже был человеком семейным, женатым. Анна Чимякина, его жена, была его кузиной и родственницей купцов Абрикосовых. С ней он жил в Одессе, ездил в Париж, где «глотал» современное искусство. Разумеется, его решение стать художником вызвало у родственников жены шок. Но Василий надеялся, что Анна его поймет, звал ее в Мюнхен, но они все больше отдалялись друг от друга. В мюнхенской школе рисования Антона Ашбе «начинающий» изучал линию и форму после нескольких попыток поступить в Академию, приезжал в Одессу к своей Анне и участвовал в выставках южнорусских художников, и критики ругали его за наивную мазню. Анна рассчитывала, что он образумится, но он продолжал упорно заниматься рисованием, путешествовал, но не с ней, Анной, а со своей пассией художницей Габриэлой Мюнтер.
16 октября 1898 года выставляет первые три художественные работы в рамках IX выставки Товарищества южнорусских художников в Одессе. Это были этюды и «В Одесском порте».
В 1900 году поступил в Мюнхенскую академию художеств, где обучался у Франца фон Штука. С 1901 г. Кандинский создал художественное объединение «Фаланга», организовал при нём школу, в которой преподавал.
С 1900 года Кандинский много путешествует, посещает Северную Африку, Италию, Францию; наездами бывает в Одессе и Москве. Участвует в выставках Московского товарищества художников.
Летом 1902 Кандинский пригласил Габриелу Мюнтер на его летние уроки живописи под Мюнхеном, в Альпы. Так их отношения из профессиональных перешли в более личные.
В 1909 году Кандинский организовал «Новое мюнхенское художественное объединение», в 1911 — альманах и группу «Синий всадник», членами которой стали известные художники-экспрессионисты, Франц Марк, Алексей Явленский, Марианна Верёвкина, а также Пауль Клее. Тогда же у него прошла первая персональная выставка.
В 1914 году художник вернулся в Москву. В последующие годы работал над реалистическими и полуабстрактными полотнами, в основном пейзажами.
Расцвет творчества художника приходится на годы, когда он преподавал на летних курсах при мюнхенской художественной школе (Münchner Malschule Phalanx), выезжавшей в городок Калльмюнц (Kallmünz), расположенной в живописной местности при впадении Фильса в Наб. В обиходе этот городок носит название «Жемчужины Оберпфальца». В 1911 году Кандинский развёлся со своей первой женой Анной Чемякиной. После начала мировой войны Кандинский и Габриэлла Мюллер расстались в связи с отъездом Кандинского в Россию, но в 1915 году снова провели вместе три месяца в Стокгольме. К этому времени Габриэла стала уже настоящей художницей, хотя её манера отличалась от стиля Кандинского. В годы нацизма его работы были отнесены к категории «дегенеративного искусства» и не выставлялись. Некоторые из них были сохранены Габриэлой, жившей постоянно в Мурнау-ам-Штаффельзее в доме, в котором они проживали с Василием.
11 февраля 1917 года вступает в брак с Ниной Николаевной Андреевской (1893—1980).
После революции 1917 года Кандинский активно занимался общественной работой.
В 1918 году он участвовал в организации охраны памятников, создании Музея живописной культуры и Российской академии художественных наук, преподавал во ВХУТЕМАСе и издал автобиографическую книгу «Ступени» (М., 1918).
В 1918—1919 гг. он был членом художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса, в 1919—1921 гг. — председателем Всероссийской закупочной комиссии, учёным консультантом и заведующим репродукционной мастерской, почётным профессором Московского университета. Кандинский также был избран вице-президентом РАХН. Продолжал он и писать — в этот период, в частности, созданы декоративные композиции на стекле «Амазонка» (1918) и «Амазонка в горах» (1919).
В декабре 1921 года Кандинский выехал для организации отделения РАХН в Берлин. Участвовал в Первой выставке русского искусства в Германии. В Россию не вернулся.
В Берлине Василий Кандинский начал преподавать живопись и стал видным теоретиком школы «Баухауз». Вскоре Кандинский получил всемирное признание как один из лидеров абстрактного искусства.
Кандинский принимает приглашение Вальтера Гропиуса, основателя знаменитого Баухауса (Высшая школа строительства и художественного конструирования) и они с Ниной переезжают в Веймар, где Кандинский возглавляет мастерскую настенной живописи. Он снова преподает и развивает свои идеи. Это касается, прежде всего, усиленного аналитического изучения отдельных элементов картины, результаты которого он представляет в 1926 году в сочинении Точка и линия на плоскости. Также Кандинский много работает и экспериментирует с цветом, применяя аналитическую базу и полученные выводы в преподавательской деятельности. Творчество Кандинского вновь претерпевает изменения: отдельные геометрические элементы все более выступают на первый план, палитра насыщается холодными цветовыми гармониями, которые, порой, воспринимаются как диссонанс, особо используется круг, как чувственный символ совершенной формы. "Композиция VIII", 1923 - главная работа веймарского периода. Наряду с концептуальными работами, в это время он создает богатые фантазией Маленькие миры для издательства "Пропилеи" и несколько камерных, "интимных" картин, таких как "Маленькая мечта в красном", 1925. Также Кандинский ведет лекционную и выставочную деятельность в США, основав вместе с Фейнингером, Клее и Явленским объединение "Синяя четверка".
В 1925 году, вследствие нападков правых партий, Баухаус в Веймаре закрывается. Второй период Баухауса в Дессау начинается в весьма благоприятных условиях: Кандинский и другие художники получают несколько свободных классов живописи, где они, помимо преподавания, могут заниматься собственным творчеством. "Желтое-Красное-Синее", 1925 - одна из знаковых работ, характеризующих этап "холодной романтики" в живописи Кандинского. "Круг, который я использую в последнее время столь часто, можно назвать не иначе, как романтическим. И нынешняя романтика существенно глубже, прекраснее, содержательнее и благотворнее - она - кусок льда, в котором пылает огонь. И если люди чувствуют только холод и не чувствуют огня - тем хуже для них..." В Дессау Кандинского с новой силой увлекают романтические идеи "гезамткунстверк" (идея синтеза искусств в одном произведении). Эти идеи воплощаются в произведении "Желтый звук" и изобразительном сопровождении "Картинок к выставке" Мусоргского.
В 1928 году художник принял немецкое гражданство.
Живопись Кандинского последних лет Баухауса пронизана легкостью и странным юмором, которые вновь проявятся в его поздних парижских работах. К ним, например, можно отнести картину "Причудливое", 1930, навевающую космически - египетские ассоциации и наполненную сказочными символическими образами в духе Пауля Клее, художника, с которым Кандинский дружен в эти годы. Около 1931 года разворачивается масштабная кампания национал-социалистов против Баухауса, которая приводит к его закрытию в 1932 году.
Когда в 1933 году к власти пришли нацисты, художник эмигрировал во Францию.
С 1933 по 1944 год он жил в Париже, участвуя в интернациональном художественном процессе.
В 1939 году Василий Кандинский принял французское гражданство.
Парижская художественная среда на появление Кандинского реагирует сдержанно. Причины тому - ее обособленность от иностранных коллег и отсутствие признания абстрактной живописи как таковой. В результате художник живет и работает уединенно, ограничиваясь общением лишь со старыми друзьями. В это время происходит последнее преобразование его живописной системы. Теперь Кандинский не использует сочетания основных цветов, а работает с неяркими, рафинированными, тончайшими цветовыми нюансами. Одновременно, он дополняет и усложняет репертуар форм: на первый план выходят новые, биоморфные элементы, которые непринужденно чувствуют себя в пространстве картины, словно плавая по всей поверхности холста. Картины Кандинского этого периода далеки от ощущения "холодной романтики", в них кипит и бурлит жизнь (см. картины "Небесно-голубое", 1940, "Сложное-простое", 1939, "Пестрый ансамбль", 1938 и др.). Сам художник назвал этот период творчества "поистине живописной сказкой". В последующие военные годы из-за нехватки материалов форматы картин становятся все меньше, вплоть до того момента, когда художник вынужден довольствоваться работой гуашью на картонах небольшого формата. И вновь он сталкивается в неприятием публикой и коллегами своего искусства. И вновь развивает и совершенствует свою теорию базу: "Абстрактное искусство создает рядом с "реальным" новый мир, с виду ничего общего не имеющий с "действительностью". Внутри он подчиняется общим законам "космического мира". Так, рядом с "миром природы" появляется новый "мир искусства" - очень реальный, конкретный мир.
Умер 13 декабря 1944 года в парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен. Похоронен на Новом кладбище Нёйи, расположенном в коммунах Пюто и Нантер под Парижем.