Проблемы с определением страны

Александр Мурашко
10

Популярность автора

  • О художнике: Родился: 26 августа 1875, Киев
    Умер: 14 июня 1919, Киев

    Украинский художник-портретист, педагог и общественный деятель, племянник Н. И. Мурашко. Передвижник, член Союза русских художников, один из основателей Товарищества киевских художников, стоял у истоков создания Украинской академии художеств, исполняющим обязанности ректора которой был в последние месяцы жизни.
    До с шести до восьми лет жил в городке Борзна под Черниговом у своей бабушки, а потом у дяди. После повторной женитьбы матери переезжает к своему отчиму Александру Ивановичу Мурашко в Чернигов, берёт его фамилию (по рождению фамилия художника была Крачковский), где помогает в расписывании икон в теперь уже семейной мастерской. В конце 1880-х отчим получает большой заказ на оформительные работы, в том числе роспись, позолоту и изготовление мебели. Семья Александра Мурашко перебирается в Киев на Малую Житомирскую 14, где разворачивают новую мастерскую. Александр Мурашко знакомится в Киеве с академиком Андрианом Праховым, Виктором Васнецовым, Михаилом Врубелем и Михаилом Нестеровым.
    Из-за конфликта с отчимом Александром Ивановичем Мурашко покидает семью, зарабатывает чем придётся, ночует на баржах и просто берегах Днепра. Суть конфликта сводилась к тому, что отчиму нужны были работники в иконописную мастерскую, а не художники. В своих стремлениях получает большую поддержку в Киевской рисовальной школе у Н. И. Мурашко, родного барата отчима.
    Осенью 1894 года общими усилиями Николая Мурашко, Виктора Васнецова, Андриана Прахова и Михаила Нестерова конфликт с отчимом был исчерпан и Александра Мурашко отправили в Санкт-Петербург в Высшее Художественное училище при Петербургской Академии художеств.

    Образование

    В 1896 году поступает в Санкт-Петербургскую Академию Искусств, класс Ильи Репина. Сближается с Борисом Кустодиевым и Филипом Малявиным.
    В 1900 году окончил Петербургскую Академию Художеств. Где учился не только у И. Е. Репина но и у А. Ажбе. В том же году представляет картину «Похороны Кошевого», за которую получает золотую медаль и оплату учёбы за границей в течении 3 лет.
    В 1901-1903 годах путешествует по Европе, посещает Париж и Мюнхен. В 1901 году, когда Александр Мурашко впервые приехал в Париж, чтобы учиться настоящей европейской живописи, творчество импрессионистов здесь уже перестало считаться чем-то из ряда вон выходящим.

     Но для молодого художника, которому в юности прочили карьеру иконописца, игры света и тени на их полотнах стали настоящим откровением. Даже модерн, наступавший импрессионизму на пятки, не смог перебить это впечатление. Понемногу оттачивая свое мастерство в путешествиях по Европе, а затем и после возвращения домой, Мурашко часто уделяет немалое внимание световым эффектам в своих работах. Синтезируя установку импрессионистов в обращении к реальности жизни и поиски мюнхенских модернистов в сфере народной культуры, Александр Мурашко создаст собственный уникальный стиль, не похожий на ни один другой из представленных в художественной Европе, но, в то же время, являющийся органической частью этого художественного европейского мира. Мурашко сформировал нечто феноменальное: соединил направления, которые эстетически между собой отличались и часто даже противоречили друг другу.
    В 1904 году приезжает в Санкт-Петербург. После путешествия по Европе Александр Мурашко уже ничем не напоминал того скромного мальчика, который когда-то был одержим почти несбыточной мечтой о поступлении в Академию художеств. В нем окончательно утвердилась уверенность в себе и собственных силах, появился определенный европейский лоск.
    В 1905 году пишет картину «Карусель», за которую в 1906 году получает золотую медаль на Мюнхенской международной выставке. В «Карусели» Мурашко обратился к любимой народной теме, которую оформил в яркие витальные цвета, которые постепенно становятся его авторским приемом. «Мне хотелось передать весь вихрь движения карусели, весь блеск ее палаточных украшений, смущенность и радость сельских девушек, которые попали в город», — будет говорить Мурашко. Через мгновенный эпизод из жизни простых людей Александр Мурашко передал удивительную глубину бытия.
    В 1909 году проводит первую персональную выставку из 25 работ в Берлине, Кёльне и Дюссельдорфе. В том же 1909 появляется довольно знаковая картина в творчестве художника – «Благовещение». Примечательно то, что это единственное полотно на религиозную тематику, написанное Мурашко. Чаще всего он писал своих современников, даже в тех сюжетах, которые подсказывало ему воображение. Здесь же героев картины сложно отнести к какой-либо эпохе. Девушка, стоящая на коленях на плетеном коврике и, по всей видимости, занятая вышивкой, может быть родом из любого времени. С другой стороны, резная деревянная веранда и цветы в горшках скорее говорят о том, что эти детали Мурашко писал с натуры. Позже художник рассказывал, как ему пришел в голову этот сюжет. Дело в том, что в их дом часто наведывались самые разные гости, и однажды он увидел девушку, бесшумно отодвинувшую занавеску и вошедшую в гостиную. В воображении художника девушка превратилась в архангела Гавриила, пришедшего к Марии с благой вестью – почти бесплотную фигуру с закрытыми глазами, просвечиваемую солнцем. Эта тихая и какая-то очень домашняя сцена вместе с тем удивительным образом передает всю торжественность момента.
    В 1913 году открыл собственную студию в Киеве на чердаке 12-этажного дома Гинзбурга на Институтской улице, откуда вышли знаменитые живописцы и скульпторы — Ниссон Шифрин, Борис Аронсон, Александр Тышлер, Соломон Никритин, Марк Эпштейн, Барух Гольдфайн, Иссахар-Бер Рыбак.
    Проживал на Лукьяновке в небольшом частном доме, был убит во время бандитского ограбления недалеко от дома в 1919 году.
    Занимал заметное место в украинском искусстве начала XX века. Его дипломная работа «Похороны кошевого» (1900 год) показывающая драматический исторический сюжет, проникнута глубоким уважением к национальным обрядам и воинским доблестям запорожского казачества. Он создал ряд портретов, лучшие из которых «Художник Н. И. Мурашко» (1907 год), «Художник Ян Станиславский» (1908 год), «Портрет О. М. Нестеровой» (1909 год). В портретах отмечается тонкая живописная манера письма, богатство композиционных приемов, проникновение во внутренний мир портретируемых. В жанровых картинах он правдиво показывает быт украинского народа, в них и полнокровная радость жизни («Карусель», 1908 год) и тяжёлые раздумья о трудностях жизни: «Крестьянская семья» (1914 год), «Тихое горе» (1914 год).



  • tab1vkladka3 Топ 10 призведений художника (3)

"Прачка", 1914 холст, масляная краска

"Возле кафе", 1903 холст, масляная краска

"Аnnunciation", 1909 холст, масляная краска

"Возле кафе", 1903 холст, масляная краска

"Прачка", 1914 холст, масляная краска

"Аnnunciation", 1909 холст, масляная краска