Олег Тистол родился 25 августа 1960 года в поселке Врадиевка Николаевской области. Известен как живописец, автор фото, инсталляций, скульптур. Тистол так описывает свой живописный стиль: «Свой стиль я никак не могу охарактеризовать. Это вопрос к искусствоведам. Никаких стилей я характеризовать не могу, не хочу и не буду. Так, для того, чтобы как-то было легче определиться, чтобы уже дальше вопрос не задавали, то я его назвал «Украинское барокко». Но это не стиль, это даже не жанр — это просто мое геокультурное место. Что-то безусловно украинское, и если что-то такое в Украине было, что мне напоминает больше всего – это, конечно, барокко.»
В 1970 году переезжает с семьей в Николаев, поскольку мать, Валентина Сергеевна, получает должность начальника областного управления культуры. В 1972 году поступает в детскую художественную школу, которая была открыта в Николаеве по инициативе его матери. Олег Тистол в одном из своих интервью сказал, что он открылся как художник, когда впервые увидел Сезанна, потом Матисса, Пикассо, а затем услышал Роллинг Стоунз, Лед Зеппелин и прочитал Хемингуэя. «Мама была моим первым и главным учителем» - говорит Тистол. Именно Валентина Сергеевна покупала дефицитные монографии про Поля Сезанна и Анри Матисса, чем способствовала развитию художественного восприятия сына.
В 1974 году Олег переезжает в Киев и становится студентом Республиканской художественной средней школы им. Т.Г. Шеченка, в которой учились многие из ныне известных украинских художников. В школе он познакомился с Николаем Маценко, с которым в 1990-хх годах основал творческий тандем «Нацпром», и с Мариной Скугаревой – будущей женой.
В 1978-1979 годах работает художником-оформителем в Николаевском художественном фонде: рисовал плакаты, таблички и создавал агитации. Тогда он признал, что «певец режима» - роль художника в СССР, поэтому продолжил учебу не в профильном Киевском художественном, а во Львовском государственном институте декоративно-прикладного искусства (ныне Львовская национальная академия искусств), чтобы погружаться в искусство, не проникаясь идеологией.
Принудительная связь с идеологией не давала спокойствия художнику: даже в армии ему приходилось заниматься агитацией. Однако даже при таких условиях Тистол проявлял своеобразность мышления. В казармах Олег познакомился с художником Константином Реуновым, с которым уже вскоре они стали соучредителями объединения «Волевая грань национального постэклектизма». «После армии мы уже знали, что нам делать дальше» - говорит Олег Тистол. Служба в армии продолжалась с 1984 по 1986 год.
Во времена перестройки удавалось попасть со своими картинами на выставку только в роли дополнения к работам художников, которые рисовали в жанре соцреализма. Таким образом в 1987 году по инициативе неравнодушных галеристов Республиканская молодежная выставка повесила картины нового поколения на уровне глаз посетителей, в отличие от картин в жанре соцреализма, которым выделили место почти под потолком.
В 1987 году Олег Тистол и Константином Реуновым создали творческое объединение «Волевая грань национального постэклектизма», объектом изучения которого стали национальные символы. В 1988 году Олег принял участие в первой советско-американской выставке «Совиарт» в Киеве, где познакомился с московским художником Дмитрием Канторовым, который предложил поработать в его мастерской в Москве.
Уже первые продажи работ приносили хороший доход. Олег Тистол рассказал, что за две картины, проданные коллекционеру из Великобритании в 1991 году, купил квартиру в Киеве. Однако интерес к советскому искусству стал угасать после распада СССР, также повлияло падение экономики.
В 1993 году Олег возвращается в Украину. В разгаре массовой приватизации богатые люди стали еще богаче, появились ценители современного искусства, а Тистол со своими проектами «Нацпром» и «Украинские деньги» стал ещё более популярным. Художник вдохновленно переходит от проекта к проекту. События революции 2004 года изобразил в серии картин "ТV+Реалізм". С 2002 по 2009 годы работает с куратором Ольгой Лопуховой. (Совместный проект — «Худфонд» (2009). С 2006 года Олег Тистол работает над проектом «Ю. Бе. Ка» («Южный берег Крыма»), изображая пальмы на ялтинской набережной – так продолжается тема «национальной географии.
В 2009 картины художника увидел Московский музей современного искусства (персональная выставка), в этом же году картины попали в Лондон на торги в Sotheby’s. С 2012 года Тистол работал над серией картин «Чужие», которая поднимает вопрос самоидентификации, своего места в пространстве. Тема «национального» возникает также в циклах «Национальная география», «КНР», на которых Тистол изображает портреты представителей малых народностей и национальностей. 11 апреля 2013 года, на лондонских торгах аукциона Under the Influence дома Phillips картина Олега Тистола «Раскраска» ушла с молотка за 34 850 фунтов стерлингов ($53 900).
Образование
- 1974-1978 Республиканская художественная средняя школа, отделение живописи.
- 1979-1984 Львовский государственный институт декоративно-прикладного искусства, факультет интерьера.
Награды и звания
- 1997 Первая премия ТВ канала «1+1», выставка-конкурс (Киев, Украина)
- 1996 Награда в номинации «Художник года», Международный Арт-фестиваль (Киев, Украина)
Проекты и события
Персональные выставки:
1998
- «Репродукция смысла», галерея «Ателье Карась» (Киев, Украина)
1997
- «Казбек», галерея «Ателье Карась» (Киев, Украина)
- Живопись (совместно с М. Скугаревой), галерея «Ателье Карась» (Киев, Украина)
1996
- Schweizer Geld (совместно с Н. Маценко), галерея Шупер (Мюнхен, Германия)
- «Музей архитектуры» (совместно с Н. Маценко) , галерея ЦСИ Сороса (Киев, Украина)
- «17 сентября» (совместно с Н. Маценко) , центр современных искусств «Врата», (Киев, Украина)
Выставки, акции, групповые проекты:
1999
- «ХХ художников Украины (конец столетия)» , галерея «Ателье Карась» (Киев, Украина)
1998
- «Акомодоция», Галерея Иезуитов (Познань, Польша)
- Галерея Мендаль (Сасктаун, Канада)
1997
- «Фото…синтез», галерея СХ Украины в Доме художника (Киев, Украина)
- Выставка-конкурс ТВ канала «1+1», галерея «Лавра», (Киев, Украина). Первая премия
- Фундаторы ФИ «Гаттамелата», галерея «Ателье Карась» (Киев, Украина)
1996
- Международный Арт-фестиваль, Центр «Украинский дом» (Киев, Украина)
- «Герметичный лес», галерея ЦСИ Сороса (Киев, Украина)
- «Семейный альбом», галерея НаУКМА (Киев, Украина)
- «Интер фото», Международное Фотобиеннале (Москва, Россия)
1995
- «Lebensmitte», Фонд Кристофа Мериана (Базель, Швейцария)
- «Вырощенное в косточке», годовая выставка галереи ЦСИ Сороса (Киев, Украина)
- «Sudost», галерея +- (Базель, Швейцария)
- «Трансфото», Фонд Кристофа Мериана (Базель, Швейцария)
- «Художественные встречи», галерея «Алипий», «Украинский дом» (Киев, Украина)
1994
- «Свободная зона», Художественный музей (Одесса, Украина)
- «Алхимическая капитуляция», выставка ЦСИ Сороса (Киев, Украина)
- East-East-West, Художественный музей (Оденсе, Дания)
- ХХII Международное биеннале (Сан Паоло, Бразилия)
1993
- «Киево-Могилянская Академия», (Киев, Украина)
- «Степи Европы», Центр Современного Искусства «Замок Уяздовский», (Варшава, Польша)
1992
- «Косой капонир», Музей «Киевская крепость» (Киев, Украина)
- «Клигенталь» (Базель, Швейцария)
1991
- «Штиль», выставочный зал СХ Украины (Киев, Украина)
- «The End of the Century Art», Мировой экономический форум (Давос, Швейцария)
1990
- «Фестиваль советского искусства» (Варшава, Польша)
- «Конец столетия», Национальная галерея (Рейкьявик, Исландия)
- «Искусство в пустом доме», Национальная галерея (Братислава, Словения)
- «Акт художественного сопротивления», Центральный дом художника (Москва, Россия)
- «In der USSR en erbuiten», Stedelijk Museum (