Родился: 5 декабря 1891 года, Санкт-Петербург
Умер: 3 декабря 1956, Москва
Живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино украинского происхождения. Один из основоположников конструктивизма, родоначальник дизайна и рекламы в СССР. Работал совместно со своей женой, художником-дизайнером Варварой Степановой.
Судя по всему в ранние годы большую роль в формирвании Александра Родченко как художника сыграл его отец Михаил Михайлович Родченко (1852—1907), театральный бутафор.
В 1902 году семья Родченко переехала в Казань, где в 1905 он окончил Казанское приходское начальное училище.
1908 – 1910 Работает в технической протезной лаборатории Казанской зубоврачебной школы.
В 1911—1914 учился в Казанской художественной школе у Н. И. Фешина, где в 1914 году познакомился с Варварой Степановой. С 1914 по 1916 учился в Московском Строгановском училище вплоть до призыва в армию. С 1916 года Родченко и Степанова начали совместную жизнь в Москве. Сперва авангардные поиски Родченко развивались в русле станковой живописи и графики. Испытав этапное воздействие супрематизма К.С. Малевича, он придавал своим абстрактно-геометрическим произведениям (серии Композиции движений проецированных и окрашенных плоскостей, Концентрация цвета и форм, обе работы – 1918; серии Плотность и вес, Линиизм, обе работы – 1919) ещё более минималистский строго-рациональный, чем у Малевича, характер: с 1915 года он создавал их, словно чертежи, с помощью циркуля.
В 1916 году Родченко был призван в армию и до начала 1917 года служил заведующим хозяйством Санитарного поезда Московского земства.
Образование
1902-1905
- Казанское приходское начальное училище.
1911-1914
- Казанская художественная школа класс Николая Фешина
1914-1916
- Московское Строгановское училище
Творческие союзы и объединения
1919
1920
1923
1930-1931
1936
- Московская организация Союза Художников СССР
Проекты и события
В том же 1917 вместе с Г. Б. Якуловым, В. Татлиным и другими он работает над оформлением кафе «Питтореск» в Москве, а с 1918 по 1921 служит в отделе ИЗО Наркомпроса, заведует Музейным бюро. Одновременно с работой в наркомате разрабатывал серии графических, живописных и пространственных абстрактно-геометрических минималистских работ. С 1916 начал участвовать в важнейших выставках русского авангарда (на выставке «Магазин», организованной Владимиром Татлиным) и в архитектурных конкурсах. В текстах-манифестах «Все — опыты» и «Линия» зафиксировал своё творческое кредо. Относился к искусству как к изобретению новых форм и возможностей, рассматривал своё творчество как огромный эксперимент, в котором каждая работа представляет минимальный по форме живописный элемент и ограничена в выразительных средствах. В 1917—1918 работал с плоскостью, в 1919 написал «Черное на чёрном», работы, основанные лишь на фактуре, в 1919—1920 ввел линии и точки как самостоятельные живописные формы, в 1921 на выставке «5×5=25» (Москва) показал триптих из трех монохромных цветов (жёлтый, красный, синий). Сотрудничает в газете «Искусство коммуны». Создает серию «белых скульптур». Автор графической серии эскизов, построенных на циркульных окружностях. Отрабатывает конструктивный прием стержневого высотного сооружения.
В 1919 году он создает цикл картин «Линиизм», в основе которого была идеи линии как самостоятельной живописной формы, основы любой композиционной схемы. Работы цикла он называл «Конструкциями» и давал им номера. Четырнадцать картин цикла (включая «Конструкцию № 95») были представлены на XIX Выставке ВЦВБ Отдела ИЗО Наркомпроса в 1920 году.
Помимо живописи и графики занимался пространственными конструкциями. Первый цикл — «Складывающиеся и разбирающиеся» (1918) — из плоских картонных элементов, второй — «Плоскости, отражающие свет» (1920—1921) — свободно висящие мобили из вырезанных из фанеры концентрических форм (круг, квадрат, эллипс, треугольник и шестиугольник), третий — «По принципу одинаковых форм» (1920—1921) — пространственные структуры из стандартных деревянных брусков, соединенные по комбинаторному принципу. В 1921 подвел итог своих живописных поисков и объявил о переходе к «производственному искусству».
В конце 1919 Родченко стал членом Живскульптарха (комиссии при Наркомпросе РСФСР по разработке вопросов живописно-скульптурно-архитектурного синтеза), в 1920 был одним из организаторов РАБИСа. В 1920—1930 преподавал на деревообделочном и металлообрабатывающем факультетах Вхутемаса-Вхутеина в должности профессора (в 1928 факультеты были объединены в один — Дерметфак). Он учил студентов проектировать многофункциональные предметы для повседневной жизни и общественных зданий, добиваясь выразительности формы не за счет украшений, а за счет выявления конструкции предметов, остроумных изобретений трансформирующихся структур.
В 1922 году вышла его книга «Лабораторное прохождение через искусство живописи и конструктивно-пространственные формы к индустриальной инициативе».
С 1921 по 1924 работал в Институте художественной культуры (Инхук), где сменил в 1921 В. В. Кандинского на посту председателя. В 1930 был одним из организаторов фотогруппы «Октябрь». В 1931 на выставке группы «Октябрь» в Москве в Доме печати выставил ряд дискуссионных снимков — снятые с нижней точки «Пионерку» и «Пионера-трубача», 1930; серию динамичных кадров «Лесопильный завод Вахтан», 1931 — послужившую мишенью для разгромной критики и обвинения в формализме и нежелании перестраиваться в соответствии с задачами «пролетарской фотографии».
. В 1925 году был командирован в Париж для оформления советского раздела Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств (архитектор советского павильона — К. С. Мельников), осуществлял в натуре свой проект интерьера «Рабочего клуба». Рекламные плакаты А. Родченко удостоены серебряной медали на парижской выставке 1925 года.
Применил фотомонтаж для иллюстрирования книг, например, «Про это» В. Маяковского (1923). С 1924 занимался теорией и практикой фотографии. Известен своими остродокументальными психологическими портретами близких («Портрет матери», 1924), друзей и знакомых из ЛЕФа (портреты Маяковского, Л. и О. Брика), художников и архитекторов (К. Мельников, Веснин, Ган, Попова). В 1926 году опубликовал свои первые ракурсные снимки зданий (серии «Дом на Мясницкой», 1925 и «Дом Моссельпрома», 1926) в журнале «Советское кино». В статьях «Пути современной фотографии», «Против суммированного портрета за моментальный снимок» и «Крупная безграмотность или мелкая гадость» пропагандировал новый, динамичный, документально точный взгляд на мир, отстаивал необходимость освоения верхних и нижних точек зрения в фотографии. Участвовал в выставке «Советская фотография за 10 лет» (1928, Москва). Как фотограф, Родченко стал известен благодаря экспериментам с ракурсом и точками фотосъёмки.
В 1929 году как сценограф оформил в Московском театре Революции спектакль «Инга» по пьесе А. Г. Глебова и спектакль «Клоп» В. Маяковского в театре В.Э. Мейерхольда.
В конце 1920-х — начале 1930-х годов был фотокорреспондентом в газете «Вечерняя Москва», журналах «30 дней», «Даешь», «Пионер», «Огонек» и «Радиослушатель». Одновременно работал в кино (художник фильмов «Москва в Октябре», 1927, «Журналистка», 1927—1928, «Кукла с миллионами» и «Альбидум», 1928) и театре (постановки «Инга» и «Клоп», 1929), разрабатывая оригинальную мебель, костюмы и декорации.
В 1932 вышел из группы «Октябрь» и стал фотокорреспондентом по Москве издательства Изогиз. В 1930-х годах от раннего творчества, проникнутого революционным романтическим энтузиазмом, А. Родченко перешёл к выполнению пропагандистских государственных задач.
В начале 1933 года был секретно командирован на Беломорстрой. В декабре 1933 года разработал дизайн 12 номера иллюстрированного журнала «СССР на стройке», полностью оформив его своими снимками. Был художником и фотографом «монографии писателей» о Беломорканале, которая называлась «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина»
Дизайнер фотоальбомов «15 лет Казахстана», «Первая конная», «Красная армия», «Советская авиация» и других (совместно с супругой В. Степановой). Продолжал занятия живописью. в 1930—1940-е годы. Был членом жюри и художником-оформителем многих фотовыставок, входил в состав президиума фотосекции профессионального союза кинофотоработников, был членом МОСХа (Московская организация Союза художников СССР) с 1932 года. В 1936 участвовал в «Выставке мастеров советского фотоискусства». С 1928 года регулярно посылал свои работы на фотографические салоны в США, Францию, Испанию, Великобританию, Чехословакию и другие страны
В 1935 возвращается к живописи. Создает первые серии снимков, посвященные спорту.
1935-1938 Снимает спортивные парады на Красной площади.
В 1938-1940 годах фотографировал артистов цирка, позже вернулся к живописи.
Во время Второй мировой войны 1941—1942 гг Находится в эвакуации в городе Очер Пермской области.
В 1943 году вернулся в Москву и был главным художником Дома техники. Проектировал серию плакатов о В. Маяковском, создал эскизы оформления поэмы «Хорошо!» совместно с женой В. Степановой, участвовал в оформлении выставок и альбомов. В целом, его позднее творчество противоречило официальной эстетике, причем в 1951 году Родченко был даже исключен из Союза художников, т.к. продолжал заниматься собственной независимой деятельностью, в основном экспериментальной, правда, в 1954 был восстановлен.
Скончался художник в Москве 3 декабря 1956 года.
На русских торгах Sotheby’s 29 ноября 2016 года был установлен новый рекорд аукционной цены на произведения Александра Родченко: картина «Конструкция № 95» была продана за £3,65 млн ($4,5 млн).